При исполнении государственных контрактов есть два способа финансового сопровождения: казначейское и банковское.
Разберем особенности каждого из них.
Казначейское сопровождение Казначейское сопровождение госконтрактов осуществляется государственными органами, а именно органами УФК.
Государственная система прозрачна и обеспечивает строгий контроль за расходованием бюджетных средств на всех стадиях исполнения контракта.
Это сокращает риск мошенничества и нецелевого использования государственных средств.
Однако к минусам казначейского сопровождения можно отнести сложность процедуры и большие затраты по времени.
Нужно совершить целый ряд действий, каждое из которых необходимо согласовывать с госорганами. Как минимум, нужно открыть лицевой счет в Казначействе, установить специальные компьютерные программы, получить электронную подпись, настроить раздельный учет (РУ).
Далеко не со всеми этими операциями смогут справиться обычные сотрудники компании - придется привлекать дополнительных специалистов и расходовать в связи с этим больше средств.
Кроме того, система жесткая в плане распределения финансов, что затрудняет выполнение контрактов в срок. А это, в свою очередь, ведет к проблемам с контрагентами и потере денег.
Ошибки при оформлении казначейского сопровождения обходятся слишком дорого. Если, например, неверно настроен РУ, деньги могут быть перечислены не туда, а это расценивается как нецелевое расходование средств или растрата. За это можно получить наказание вплоть до 10 лет лишения свободы.
Поэтому данный процесс лучше не вести самостоятельно, а довериться
профессионалам. Банковское сопровождение При банковском сопровождении, в отличие от казначейского, ответственность по контролю за перечислением средств лежит на банках.
Этот подход более гибок и оперативен. При банковском сопровождении движение денежных средств на счетах происходит гораздо быстрее, плюс, банки предоставляют возможность выбирать различные финансовые инструменты и услуги, а это помогает быстрее оптимизировать расходы и, благодаря этому, способствует более эффективному и оперативному исполнению контрактов.
Из минусов банковского сопровождения можно выделить более низкую прозрачность и уровень контроля средств, чем при казначейском. Есть риски нецелевого использования бюджетных средств или финансовых мошенничеств.
В итоге можно сделать вывод, что система казначейского сопровождения более прозрачна и обеспечивает лучший контроль за движением средств, но может быть менее гибкой и занимать больше времени.
Банковское сопровождение позволяет быстро и эффективно управлять финансами, но может быть менее безопасным и прозрачным.
Исполнитель не вправе выбирать вид сопровождения госконтракта по своему усмотрению. Будет ли контракт сопровождаться банком или Казначейством, зависит от определенных условий и требований заказчика.
Банковское сопровождение используется в определенных случаях при ГОЗ и требует открытия ОБС. Подробнее об этом у нас есть
отдельная статья.