Юристы фиксируют все больше случаев, когда цены на госконтракт необоснованно завышаются. Этот вопрос разбирался на конференции "Уголовная ответственность менеджмента".
В рамках конференции участники обсудили ситуацию с завышением предпринимателями цен на товары и услуги для госзаказчиков и пришли к выводу, что бизнес недобросовестно эксплуатирует некомпетентность заказчиков в своей сфере.
Зачастую поставщик обладает узкопрофильными знаниями о своем товаре, которые недоступны для сотрудников компании заказчика и, тем более, для работников правоохранительных органов, просто в силу различной специфики деятельности. В результате, они не могут с точностью оценить, насколько обоснованно исполнитель установил цену. А это, в свою очередь, дает огромное поле возможностей для недобросовестных компаний.
С точки зрения уголовного законодательства необоснованное завышение цены трактуется как мошенничество и наказывается по 159 статье Уголовного кодекса – до 10 лет лишения свободы.
Нельзя считать обоснованной цену только потому, что заказчик согласился ее оплатить - он мог это сделать в силу незнания специфики отрасли исполнителя. Деньги из казны важно экономить.
Поэтому в ходе конференции предлагались варианты контроля за обоснованностью завышения цены. Было предложено проводить регулярные экспертизы и оценки стоимости товаров/работ/услуг, исходя из сложности их производства, условий поставки и других факторов, влияющих на цену.
В таком случае у заказчика будет объективное понимание – из чего формируется стоимость товара, а у поставщика – убедительное доказательство своей невиновности в случае несправедливых обвинений в завышении цены.